Вторая миссия модернизированной европейской ракеты-носителя Vega-C в декабре 2022 года закончилась аварией через 150 секунд после старта. Двигатель второй ступени стал терять мощность, и ракета упала, что привело также к потере двух спутников. Сегодня утром специальная комиссия Европейского космического агентства сообщила о результатах расследования инцидента. Если вкратце — комплектующие двигателя второй ступени оказались ненадлежащего качества.
Первичное расследование по горячим следам показало, что причиной отказа стало постепенное ухудшение состояния сопла двигателя второй ступени Zefiro 40. Зажигание двигателей первой и второй ступени прошли штатно, как и работа первой ступени в целом. После зажигания второй ступени горловая вставка дюзы двигателя Zefiro 40 второй ступени неожиданно начала разрушаться, что привело к падению давления и снижению тяги.
Дюзовая вставка из углерод-углеродного материала (C-C) закупалась компанией Avio на Украине. Дополнительное расследование показало, что это произошло, скорее всего, из-за дефекта в однородности материала. Также комиссия сделала вывод, что приёмка была ненадлежащего уровня для подтверждения лётной годности изделия. Иных слабых мест в конструкции двигателя Zefiro 40 выявлено не было.
Согласно сделанным выводам компания Avio незамедлительно реализует альтернативное решение для сопла Zefiro 40 с использованием другого материала C-C производства ArianeGroup, который уже используется для сопел Vega Zefiro 23 и Zefiro 9. Такая трансформация потребует новых квалификационных тестов, что отодвинет начало эксплуатации ракеты Vega-C на конец этого года. Отсрочка заставит оператора услуг компанию Arianespace скорректировать график запланированных пусков и вместо ракеты Vega-C использовать оставшуюся ракету Vega для следующей миссии в конце этого лета.
Кроме того, Европейское космическое агентство запланировало ряд мероприятий и действий для возвращения доверия к ракетам Vega-C.
Источник: 3dnews.ru